Заседание родительского университета
«Старшеклассник перед выбором профессии. Как помочь?».
Цель: информирование родителей об ошибках, возникающих при профессиональном самоопределении учащихся IX классов и способах их предупреждения и разрешения.
Задачи:
1) ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии;
2) ознакомление со способами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при выборе учащимися будущей профессии обозначение мотивов выбора профессии обучающимися;
Присутствовали: законные представители и учащиеся 9 классов.
Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую в будущем включит себя.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований в нашем классе, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 30-35 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 27% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 16% – по совету родителей, 7% – под влиянием средств массовой информации. Еще 11% руководствуются такими факторами, как хорошая зарплата, профессия родителей, и только 39% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
Первое, что надо решить – это какой путь избрать после IX класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях.
Если ваш ребенок решил продолжить обучение в X – XI классах, необходимо задуматься о выборе профиля обучения. Подойти к данному выбору следует очень ответственно. Учесть не только отметки ребенка (по профильному предмету от семи баллов и выше), но и интересы, склонности подростка. При выборе профиля необходимо ориентироваться на будущее: определение специальности, подготовку к сдаче централизованного тестирования, поступление в ВУЗы.
Если ваш ребенок решил продолжить обучение в профессиональных учреждениях, то в этой части выбора определяющим является фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
- социальный заказ, положение на рынке труда;
- уровень материального обеспечения семьи;
- возможности получения помощи в обучении;
- условия оплаты труда в данной сфере;
- местная инфраструктура профессионального образования.
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я – хочу».
И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:
- интересы, склонности;
- успехи в учебе и потенциальные способности;
- свои сильные и слабые стороны;
- состояние здоровья.
Итак, сознательный выбор профессии основывается:
- на знаниях о мире профессий;
- на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
- на изучении своих интересов;
- на изучении своих способностей;
- на знании своих сильных и слабых качеств;
- на состоянии своего здоровья;
- на учете ситуации, на рынке труда;
- на учете материальных условий семьи.
Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.
Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Хочется предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
- ориентация на престижность профессии;
- ориентация исключительно на высокую заработную плату;
- ориентация исключительно на комфортные условия труда;
- снижение до минимума трудностей обучения;
- следование только указаниям родителей;
- учеба за компанию, вместе с друзьями.
Родительская помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:
- совет ребенку;
- приобретение необходимых справочников;
- сбор информации об учебных заведениях.
Но самое главное, уважаемые родители, – это помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Педагог социальный Климович Е.О.
Педагог-психолог Дедович Н.Ю.
Агрессия ее причины и последствия.
«Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения
своей способности любить,
он способен ненавидеть, проявляя агрессию
и жестокость. Этим средством
он руководствуется, как бегством
от собственной душевной боли»
Эрих Фромм
Правила для родителей создающих правила для детей:
Правило 1: Правила должны выстраиваться на фундаменте доверительных отношений;
Правило 2: Все правила должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка;
Правило 3: Детям надо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно;
Правило 4: Правила должны меняться в зависимости от возраста ребенка
Правило 5: Последствия (наказания) должны вытекать непосредственно из плохого поведения ребенка.
Дополнение к правилу 5: Физические наказания унизительны для ребенка. Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое» (Гиппенрейнтер Ю., 1998). Наказания должны быть приближены по времени к проступку и не носить длительный характер, так как длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву.
Дополнение ко всем 5 правилам: Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми, то лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных отношений. Только взаимопонимание и доверие между родителями и детьми дают возможность установить эффективные границы дозволенного и избежать конфликтного агрессивного поведения детей.
Советы родителям
Бороться с агрессивностью нужно:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
Если ребенок агрессивен...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор ребенка.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
- установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
- Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Советы родителям
Советы родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное поведение предотвратить.
- Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, типа: «Если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.
- Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
- Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
- Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
- Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.
- Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве.
- Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме, например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет», а также исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
- Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
- Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).
- Чтобы снять вербальную (речевую), физическую агрессию, выплеснуть гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло, можно прибегнуть к помощи к различным играм.
Портрет современного подростка.
Откуда берутся трудные дети?
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…..
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике.
Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.
Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей.
В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Рекомендации для родителей
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
- Научите преодолевать трудности
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед
- Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
- Рассказывайте ребенку о своихпроблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
- Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
- Помните, что только личным примеромможно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
- Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
- Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
- Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
- Помните: недоверие оскорбляет!!!
- Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой(папой)
Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Сейчас уже почти все люди знают, что им грозит от вредных привычек. Но при этом всегда находятся те, у кого они возникают. Почему это происходит?
Некоторые от нечего делать решают испытать новые ощущения.
Другие хотят улучшить свое плохое настроение.
Третьи думают, что алкоголь и наркотики помогут им забыть свое горе.
Четвертым кажется, что они станут более сильными, смелыми, интересными. Да мало ли какие еще причины можно придумать!
Главное, что вредные привычки быстренько хватают всех подвернувшихся в свои сети, а сети у них ох какие прочные!
Поэтому лучший способ избежать вредных привычек:
■ не начинать курить;
■ не пробовать спиртное и наркотики;
■ найти себе занятие по душе, не скучать, не быть злым и жадным, никогда и ничего ни бояться, побольше узнавать мир и других людей.
Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить.
Вам не придется мучиться, что негде купить сигарет, а вы свои забыли дома.
Ваша жизнь будет длиннее на 10 – 20 лет. И это будут годы без одышки, сердечных болей и неврозов.
Вы будете выглядеть лучше.
Ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму.
Подумайте о сотне других способов провести свое свободное время, украсить свою жизнь. Разве не прекрасно выпить чашечку кофе, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу.
Кстати, этому могут помочь и деньги, которые выбрасываются у вас потому, что нужно приобретать «дурное зелье», табак, спиртное. Потратьте эти деньги с пользой.
Человеческие потребности, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.
Любопытство
Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их.
Расслабление
Принять ванну, сделать массаж и т.д.
Влиться в компанию
Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом
Понравиться молодому человеку (девушке)
Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях
Получить кайф
Сходить на каток или в аквапарк
Забыть о проблемах
Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе
Снять барьеры в общении
Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры
Согреться
Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться
Снять напряжение
Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Сможете ли вы дать отпор вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.
«да» или «нет».
- Любишь ли ты смотреть телевизор?
- Хотелось ли тебе сидеть за компьютером больше 3 часов ежедневно?
- . Пробовал ли ты закурить?
- Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
- Пробовал ли ты алкогольные напитки?
- Любишь ли ты уроки физкультуры?
- Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
- Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9.Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
- Друзья зовут тебя гулять, а ты еще не сделал свои дела. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «да».
Вы сказали «да» больше 3 раз:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз:
Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз:
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Современные подходы к организации работы по профилактике вредных
привычек
Ухудшение здоровья подрастающего поколения обусловлено не только последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, но и культурой питания, психологическим микроклиматом в семье и учреждениях образования.
Опасность злоупотребления алкоголем распространена у нас широко. По данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14 лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.
Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить состояние тревожности, особенно это характерно для молодых людей из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка «традиционно» считается одним из признаков мужественности и взрослости.
Среди общего числа молодых людей, подверженных влиянию алкоголя, значительное количество составляют учащиеся системы профессионального образования. Это объясняется рядом обстоятельств:
- в систему профессионального образования вливаются те учащиеся, которые часто являются «трудными» в школе; у них не сложились нормальные межличностные отношения со сверстниками и учителями, они ушли из школы и столкнулись с новыми трудностями;
- вчерашние школьники осваивают новые виды деятельности, решают много новых проблем, связанных с изменением условий обучения и жизни; они сталкиваются с необходимостью рациональной организации своего быта, испытывают трудности в общении со сверстниками;
- многие из них выросли в условиях грубости, жестокости, несправедливости, и аморальное поведение родителей сказывается на формировании личностных качеств подростков;
- многие учащиеся учебных заведений системы профессионального образования приехали из других городов, либо являются сельскими жителями, которым наряду с освоением профессиональных знаний предстоит освоение городской культуры, и на них оказывает влияние новая социальная среда;
- часть подростков, оторвавшись от семьи, попадает под влияние асоциально-ориентированных групп, не умея правильно выбрать друзей, компанию, круг развлечений; часто они ищут поддержку в сомнительных компаниях, чувствуя себя одинокими и брошенными;
- некоторые родители считают поступление своих детей в учебные заведения системы профессионального образования возможностью освободится от воспитательных обязанностей и перекладывают их на мастеров и преподавателей образовательного учреждения.
- после поступления в учебное заведение осваиваются новые формы и ценности совместного обслуживания учащихся вне семьи, без опеки или надзора родителей; формируются навыки умелого распоряжения своим бюджетом и свободным временем.
В качестве основных причин алкоголизации молодежи - это неумение правильно использовать свободное время, растущее психологическое напряжение, позитивная в отношении алкоголя реклама в средствах массовой информации, уход от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами.
Проблема формирования трезвого образа жизни и отказ от никотиновой зависимости учащейся молодежи является очень острой. Систематическое употребление алкоголя следует рассматривать прежде всего как социально-психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков всегда связано с другими нарушениями поведения. Исключение составляют биологически предрасположенные к алкоголизму учащиеся, у которых болезнь может возникнуть в результате случайной пробы спиртного.
Как верно указывает Б. С. Братусь, алкоголизм появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, "производит" и "воспроизводит" обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Примером тому могут служить мифы, которые сопровождают процесс выпивки. Обычно действию алкоголя приписывают эйфорический, психотерапевтический, стимулирующий и другие эффекты. Ряд исследований, проведенных под руководством Б. С. Братуся, и анализ научных источников позволяют прийти к выводу, что алкоголь как таковой, не его взятое само по себе физиологическое действие, а прежде всего проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения, создает ту внутреннюю субъективную картину, которую человек начинает приписывать действию алкогольного напитка.
Следует отметить, что регулярное употребление алкоголя помимо всего прочего приводит к стойкому торможению функции щитовидной железы. Снижение функции щитовидной железы замедляет физиологический распад жировой ткани (катаболизм), мало влияя на катаболизм мышечной ткани, т.е. существенно не замедляя его. Все это также меняет соотношение мышечной и жировой ткани не в лучшую сторону. Справедливости ради, нужно все-таки отметить, что однократное употребление 35 г чистого спирта (~ 100 г водки) повышает устойчивость организма к радиоактивному излучению как раз таки за счет снижения функции щитовидной железы и уменьшения образования в организме высокотоксичных свободных радикалов [Само по себе повреждающее действие радионуклидов относительно невелико. Оно многократно усиливается в организме в результате того, что радионуклиды катализируют образование свободных радикалов, которые являются основным повреждающим агентом.]. Нахождение на зараженной территории носит всегда временных характер и употребление малых доз алкоголя в этих случаях оправдано. Примечателен тот факт, что увеличение дозы алкоголя свыше 35 г не приводит к увеличению радиозащитного эффекта. Проблему создает не само по себе употребление спиртных напитков, а употребление часто и в больших количествах. При ежедневном употреблении даже малых доз алкоголя алкоголизм формируется неизбежно в 90 случаях из 100. Взрослому здоровому мужчине для формирования алкоголизма необходимо 1,5-2 месяца ежедневного употребления даже небольших доз алкоголя. Женщине требуется месяц-полтора. Подростку достаточно двух недель.
Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению преступлений: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что:
опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;
многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);
пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;
пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.
Для предупреждения явлений подросткового и юношеского алкоголизма важно знание мотивов употребления алкоголя и негативных факторов, способствующих алкоголизации учащихся. Для этого необходимо провести анализ мотивации опьянения, используя тест "Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых людей" (см. Приложение 2), который позволяет получить ценную информацию о личности учащегося и его болезненных отклонениях, а также помогает строить дальнейшую психолого-педагогическую работу. Исследования мотивации употребления алкоголя учащихся свидетельствуют о том, что для подросткового возраста основными мотивами являются: поднятие настроения, облегчение общения со сверстниками, чтобы подтвердить, что уже взрослый.
В. Ю. Завьялов выделяет следующие виды мотивации употребления алкоголя:
Гедонистическая – прием алкоголя связан с жаждой удовольствия, эпикурейскими наклонностями, со стремлением к чувственным наслаждениям.
Атарактическая – алкоголь употребляется с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тревоги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенности. Прием алкогольных напитков объясняется необходимостью "разрядиться, расслабиться, успокоиться, собраться с мыслями, перевести дух".
Субмиссивная – употребление алкоголя связано с повышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Овладевает стадное чувство "быть как все, не выделяться, не быть белой вороной".
Мотивация с гиперактивацией поведения – алкоголь употребляется в качестве допинга для того, чтобы поднять тонус, стимулировать воображение и творческую деятельность, улучшить работоспособность.
Псевдокультуральная – употребление алкоголя отражает желание привлечь к себе внимание окружающих утонченным знанием редких напитков, особых рецептов коктейлей, изысканностью ритуалов выпивки, стремлением почувствовать принадлежность к высшему свету, к золотой молодежи.
Традиционная – употребление алкоголя по санкционированным в данной микросреде поводам (праздники, банные дни, банкеты, деловые встречи и др.) Алкоголики умело используют любой удобный для выпивки случай, искусно создают питейные ситуации, ловко втягивая в них окружающих, что долго маскирует патологическую потребность в опьянении.
Выделяют основные этапы социально-педагогической и психологической работы с учащимся, склонным к употреблению спиртных напитков:
- диагностический, нацеленный на ликвидацию факторов риска приобщения к спиртному. Этап предполагает сбор информации об учащемся, склонном к употреблению спиртных напитков; изучение и оценивание реальных особенностей его личности, изучение причин (мотивов) употребления алкоголя; выявление информации о его семье; изучение негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию учащегося, влияния на него микросреды Результатом диагностического этапа является определение конкретных задач социально-педагогической и психологической деятельности;
- прогностический, сущность которого заключается в том, что на основе собранной информации разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с учащимся, склонным к алкоголизму. Программа предусматривает поэтапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации;
- образовательно-воспитательный, включающий: а) отбор содержания психолого-педагогической деятельности и методов ее осуществления; б) определение тех значимых качеств, которые должны быть воспитаны у учащегося, обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность учащегося и взрослых; в) формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;
- правозащитный – строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав учащегося;
- профилактический, который обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
Употребление наркотиков – одна из пагубных привычек населения. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.
Более точно распределение можно проследить по данным социологического опроса.
Формирование трезвого образа жизни и отказ от никотиновой зависимости предполагают в первую очередь работу с семьей. Это могут быть такие формы деятельности, как проведение родительских собраний, постановка на особый учет неблагополучных семей и дальнейшая коррекционная работа с ними, организация индивидуального семейного консультирования родителей, организация педагогического всеобуча родителей и др. Также необходимо создание системы профилактической работы с несовершеннолетними через координацию, сотрудничество и взаимодействие государственных и негосударственных учреждений и организаций, занимающихся данной проблемой. Здесь можно выделить основные направления деятельности:
- оказание помощи учащимся профессионального образования в адаптации их к новой среде, включение в социально-позитивную деятельность, соответствующую их личностным интересам и склонностям;
- способствовать формированию навыков совместного проживания, тактично уважительного, корректного общения;
- привитие навыков самообслуживания, умения распоряжаться своим бюджетом;
- обучение умению правильно организовывать досуг и разумное развлечение;
- создание условий для реализации интересов и способностей учащихся;
- социальная реабилитации учащегося, имеющего психическую или физическую алкогольную, а также никотиновую зависимость.
Необходимым условием эффективной профилактики алкогольной зависимости учащихся является совершенствование форм и методов психологической поддержки:
создание комнат психологической разгрузки,
организация телефона доверия,
дистанционное консультирование,
проведение тренингов личностного роста, тренингов по конфликтологии, социально-психологический тренинг «АЛКОГОЛЬ? ДА/НЕТ… ТВОЙ ВЫБОР» (См. Приложение 6), тренинг по программе «Твой выбор» (См. Приложение 2);
встречи с членами общественных организаций, посещение специализированных учреждений;
дискуссии, диспуты, "круглые столы", уроки трезвости, профилактические и деловые игры: поучительно-агитационное шоу "Я выбираю жизнь" (См. Приложение 2), "Мифы об алкоголе", "Все о никотине", "Общественный порядок и свобода личности" и др.;
организация различных клубов по интересам, например Клуб «Здоровье» (см. Приложение 2);
смотры-конкурсы газет, сценариев на лучшую организацию и проведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды;
"проблемные лаборатории";
активные формы отдыха (турпоходы, турслеты, водные походы);
Формирование трезвого образа жизни и отказ от никотиновой зависимости должны строиться на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна выполнять координирующую роль в организации этой работы.