Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Сейчас уже почти все люди знают, что им грозит от вредных привычек. Но при этом всегда находятся те, у кого они возникают. Почему это происходит?
Некоторые от нечего делать решают испытать новые ощущения.
Другие хотят улучшить свое плохое настроение.
Третьи думают, что алкоголь и наркотики помогут им забыть свое горе.
Четвертым кажется, что они станут более сильными, смелыми, интересными. Да мало ли какие еще причины можно придумать!
Главное, что вредные привычки быстренько хватают всех подвернувшихся в свои сети, а сети у них ох какие прочные!
Поэтому лучший способ избежать вредных привычек:
■ не начинать курить;
■ не пробовать спиртное и наркотики;
■ найти себе занятие по душе, не скучать, не быть злым и жадным, никогда и ничего ни бояться, побольше узнавать мир и других людей.
Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить.
Вам не придется мучиться, что негде купить сигарет, а вы свои забыли дома.
Ваша жизнь будет длиннее на 10 – 20 лет. И это будут годы без одышки, сердечных болей и неврозов.
Вы будете выглядеть лучше.
Ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму.
Подумайте о сотне других способов провести свое свободное время, украсить свою жизнь. Разве не прекрасно выпить чашечку кофе, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу.
Кстати, этому могут помочь и деньги, которые выбрасываются у вас потому, что нужно приобретать «дурное зелье», табак, спиртное. Потратьте эти деньги с пользой.
Человеческие потребности, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.
Любопытство
Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их.
Расслабление
Принять ванну, сделать массаж и т.д.
Влиться в компанию
Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом
Понравиться молодому человеку (девушке)
Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях
Получить кайф
Сходить на каток или в аквапарк
Забыть о проблемах
Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе
Снять барьеры в общении
Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры
Согреться
Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться
Снять напряжение
Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Сможете ли вы дать отпор вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.
«да» или «нет».
- Любишь ли ты смотреть телевизор?
- Хотелось ли тебе сидеть за компьютером больше 3 часов ежедневно?
- . Пробовал ли ты закурить?
- Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
- Пробовал ли ты алкогольные напитки?
- Любишь ли ты уроки физкультуры?
- Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
- Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9.Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
- Друзья зовут тебя гулять, а ты еще не сделал свои дела. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «да».
Вы сказали «да» больше 3 раз:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз:
Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз:
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Современные подходы к организации работы по профилактике вредных
привычек
Ухудшение здоровья подрастающего поколения обусловлено не только последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, но и культурой питания, психологическим микроклиматом в семье и учреждениях образования.
Опасность злоупотребления алкоголем распространена у нас широко. По данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14 лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.
Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить состояние тревожности, особенно это характерно для молодых людей из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка «традиционно» считается одним из признаков мужественности и взрослости.
Среди общего числа молодых людей, подверженных влиянию алкоголя, значительное количество составляют учащиеся системы профессионального образования. Это объясняется рядом обстоятельств:
- в систему профессионального образования вливаются те учащиеся, которые часто являются «трудными» в школе; у них не сложились нормальные межличностные отношения со сверстниками и учителями, они ушли из школы и столкнулись с новыми трудностями;
- вчерашние школьники осваивают новые виды деятельности, решают много новых проблем, связанных с изменением условий обучения и жизни; они сталкиваются с необходимостью рациональной организации своего быта, испытывают трудности в общении со сверстниками;
- многие из них выросли в условиях грубости, жестокости, несправедливости, и аморальное поведение родителей сказывается на формировании личностных качеств подростков;
- многие учащиеся учебных заведений системы профессионального образования приехали из других городов, либо являются сельскими жителями, которым наряду с освоением профессиональных знаний предстоит освоение городской культуры, и на них оказывает влияние новая социальная среда;
- часть подростков, оторвавшись от семьи, попадает под влияние асоциально-ориентированных групп, не умея правильно выбрать друзей, компанию, круг развлечений; часто они ищут поддержку в сомнительных компаниях, чувствуя себя одинокими и брошенными;
- некоторые родители считают поступление своих детей в учебные заведения системы профессионального образования возможностью освободится от воспитательных обязанностей и перекладывают их на мастеров и преподавателей образовательного учреждения.
- после поступления в учебное заведение осваиваются новые формы и ценности совместного обслуживания учащихся вне семьи, без опеки или надзора родителей; формируются навыки умелого распоряжения своим бюджетом и свободным временем.
В качестве основных причин алкоголизации молодежи - это неумение правильно использовать свободное время, растущее психологическое напряжение, позитивная в отношении алкоголя реклама в средствах массовой информации, уход от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами.
Проблема формирования трезвого образа жизни и отказ от никотиновой зависимости учащейся молодежи является очень острой. Систематическое употребление алкоголя следует рассматривать прежде всего как социально-психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков всегда связано с другими нарушениями поведения. Исключение составляют биологически предрасположенные к алкоголизму учащиеся, у которых болезнь может возникнуть в результате случайной пробы спиртного.
Как верно указывает Б. С. Братусь, алкоголизм появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, "производит" и "воспроизводит" обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Примером тому могут служить мифы, которые сопровождают процесс выпивки. Обычно действию алкоголя приписывают эйфорический, психотерапевтический, стимулирующий и другие эффекты. Ряд исследований, проведенных под руководством Б. С. Братуся, и анализ научных источников позволяют прийти к выводу, что алкоголь как таковой, не его взятое само по себе физиологическое действие, а прежде всего проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения, создает ту внутреннюю субъективную картину, которую человек начинает приписывать действию алкогольного напитка.
Следует отметить, что регулярное употребление алкоголя помимо всего прочего приводит к стойкому торможению функции щитовидной железы. Снижение функции щитовидной железы замедляет физиологический распад жировой ткани (катаболизм), мало влияя на катаболизм мышечной ткани, т.е. существенно не замедляя его. Все это также меняет соотношение мышечной и жировой ткани не в лучшую сторону. Справедливости ради, нужно все-таки отметить, что однократное употребление 35 г чистого спирта (~ 100 г водки) повышает устойчивость организма к радиоактивному излучению как раз таки за счет снижения функции щитовидной железы и уменьшения образования в организме высокотоксичных свободных радикалов [Само по себе повреждающее действие радионуклидов относительно невелико. Оно многократно усиливается в организме в результате того, что радионуклиды катализируют образование свободных радикалов, которые являются основным повреждающим агентом.]. Нахождение на зараженной территории носит всегда временных характер и употребление малых доз алкоголя в этих случаях оправдано. Примечателен тот факт, что увеличение дозы алкоголя свыше 35 г не приводит к увеличению радиозащитного эффекта. Проблему создает не само по себе употребление спиртных напитков, а употребление часто и в больших количествах. При ежедневном употреблении даже малых доз алкоголя алкоголизм формируется неизбежно в 90 случаях из 100. Взрослому здоровому мужчине для формирования алкоголизма необходимо 1,5-2 месяца ежедневного употребления даже небольших доз алкоголя. Женщине требуется месяц-полтора. Подростку достаточно двух недель.
Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению преступлений: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что:
опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;
многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);
пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;
пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.
Для предупреждения явлений подросткового и юношеского алкоголизма важно знание мотивов употребления алкоголя и негативных факторов, способствующих алкоголизации учащихся. Для этого необходимо провести анализ мотивации опьянения, используя тест "Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых людей" (см. Приложение 2), который позволяет получить ценную информацию о личности учащегося и его болезненных отклонениях, а также помогает строить дальнейшую психолого-педагогическую работу. Исследования мотивации употребления алкоголя учащихся свидетельствуют о том, что для подросткового возраста основными мотивами являются: поднятие настроения, облегчение общения со сверстниками, чтобы подтвердить, что уже взрослый.
В. Ю. Завьялов выделяет следующие виды мотивации употребления алкоголя:
Гедонистическая – прием алкоголя связан с жаждой удовольствия, эпикурейскими наклонностями, со стремлением к чувственным наслаждениям.
Атарактическая – алкоголь употребляется с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тревоги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенности. Прием алкогольных напитков объясняется необходимостью "разрядиться, расслабиться, успокоиться, собраться с мыслями, перевести дух".
Субмиссивная – употребление алкоголя связано с повышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Овладевает стадное чувство "быть как все, не выделяться, не быть белой вороной".
Мотивация с гиперактивацией поведения – алкоголь употребляется в качестве допинга для того, чтобы поднять тонус, стимулировать воображение и творческую деятельность, улучшить работоспособность.
Псевдокультуральная – употребление алкоголя отражает желание привлечь к себе внимание окружающих утонченным знанием редких напитков, особых рецептов коктейлей, изысканностью ритуалов выпивки, стремлением почувствовать принадлежность к высшему свету, к золотой молодежи.
Традиционная – употребление алкоголя по санкционированным в данной микросреде поводам (праздники, банные дни, банкеты, деловые встречи и др.) Алкоголики умело используют любой удобный для выпивки случай, искусно создают питейные ситуации, ловко втягивая в них окружающих, что долго маскирует патологическую потребность в опьянении.
Выделяют основные этапы социально-педагогической и психологической работы с учащимся, склонным к употреблению спиртных напитков:
- диагностический, нацеленный на ликвидацию факторов риска приобщения к спиртному. Этап предполагает сбор информации об учащемся, склонном к употреблению спиртных напитков; изучение и оценивание реальных особенностей его личности, изучение причин (мотивов) употребления алкоголя; выявление информации о его семье; изучение негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию учащегося, влияния на него микросреды Результатом диагностического этапа является определение конкретных задач социально-педагогической и психологической деятельности;
- прогностический, сущность которого заключается в том, что на основе собранной информации разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с учащимся, склонным к алкоголизму. Программа предусматривает поэтапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации;
- образовательно-воспитательный, включающий: а) отбор содержания психолого-педагогической деятельности и методов ее осуществления; б) определение тех значимых качеств, которые должны быть воспитаны у учащегося, обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность учащегося и взрослых; в) формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;
- правозащитный – строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав учащегося;
- профилактический, который обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
Употребление наркотиков – одна из пагубных привычек населения. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.
Более точно распределение можно проследить по данным социологического опроса.
Формирование трезвого образа жизни и отказ от никотиновой зависимости предполагают в первую очередь работу с семьей. Это могут быть такие формы деятельности, как проведение родительских собраний, постановка на особый учет неблагополучных семей и дальнейшая коррекционная работа с ними, организация индивидуального семейного консультирования родителей, организация педагогического всеобуча родителей и др. Также необходимо создание системы профилактической работы с несовершеннолетними через координацию, сотрудничество и взаимодействие государственных и негосударственных учреждений и организаций, занимающихся данной проблемой. Здесь можно выделить основные направления деятельности:
- оказание помощи учащимся профессионального образования в адаптации их к новой среде, включение в социально-позитивную деятельность, соответствующую их личностным интересам и склонностям;
- способствовать формированию навыков совместного проживания, тактично уважительного, корректного общения;
- привитие навыков самообслуживания, умения распоряжаться своим бюджетом;
- обучение умению правильно организовывать досуг и разумное развлечение;
- создание условий для реализации интересов и способностей учащихся;
- социальная реабилитации учащегося, имеющего психическую или физическую алкогольную, а также никотиновую зависимость.
Необходимым условием эффективной профилактики алкогольной зависимости учащихся является совершенствование форм и методов психологической поддержки:
создание комнат психологической разгрузки,
организация телефона доверия,
дистанционное консультирование,
проведение тренингов личностного роста, тренингов по конфликтологии, социально-психологический тренинг «АЛКОГОЛЬ? ДА/НЕТ… ТВОЙ ВЫБОР» (См. Приложение 6), тренинг по программе «Твой выбор» (См. Приложение 2);
встречи с членами общественных организаций, посещение специализированных учреждений;
дискуссии, диспуты, "круглые столы", уроки трезвости, профилактические и деловые игры: поучительно-агитационное шоу "Я выбираю жизнь" (См. Приложение 2), "Мифы об алкоголе", "Все о никотине", "Общественный порядок и свобода личности" и др.;
организация различных клубов по интересам, например Клуб «Здоровье» (см. Приложение 2);
смотры-конкурсы газет, сценариев на лучшую организацию и проведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды;
"проблемные лаборатории";
активные формы отдыха (турпоходы, турслеты, водные походы);
Формирование трезвого образа жизни и отказ от никотиновой зависимости должны строиться на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна выполнять координирующую роль в организации этой работы.