Информация об оплате за пользование учебниками в 2025/2026 учебном году
Постановлением правительства от 28 августа 2018 года № 621 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839» установлена плата за пользование комплектом учебников по программе общего среднего образования – 0,5 базовой величины.
В 2025/2026 учебном году плата составляет 21,00 руб.
Плата вносится до 1 октября текущего года.
Право на льготы при оплате за пользование учебниками.
Бесплатное пользование учебниками устанавливается (статья 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании):
Ø лиц с особенностями психофизического развития;
Ø детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ø детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
Ø обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
Ø обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
Ø обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона РБ от 14.06.2007 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 147, 2/1336).
Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы.
Категории семей, которые имеют право на государственное пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»
Перечень документов необходимых для получения льгот по оплате:
Ø ксерокопия удостоверения инвалида;
Ø выписка из медицинских документов - для детей, страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
Ø справка о размере пособия и периоде его выплаты (не единовременное) при получении государственного пособия на детей старше трех лет;
Ø справка о том, что ребенок-сирота;
Ø ксерокопия удостоверения многодетной семьи.
Работа с книгой
Чтение – это удивительное приключение воображения и мышления. Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок не только умел прочитать текст, но и научился отвечать на вопросы к нему, обсуждать действия и эмоции героев, причины их поведения, описать места, в которых развивается сюжет? Загляните в раздел Работа с книгой.
КАК ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ДЕТЬМИ?
1. Сначала следует прочитать стихотворение.
2. Выяснить все непонятные слова и выражения.
3. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
4. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
5. Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение еще раз.
6. Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение.
7. Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.
8. Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ?
Для этого необходимо следовать следующим правилам:
1. Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.
2. Не читать во время еды.
3. Не загибать листы, пользоваться закладкой.
4. Класть книгу только на чистый стол.
5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
6. Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.
КАКИЕ ВОПРОСЫ СЛЕДУЕТ ЗАДАВАТЬ РЕБЕНКУ ВО ВРЕМЯ РАССМАТРИВАНИЯ И ЧТЕНИЯ КНИГИ?
1. «Что изображено на этой картинке?»
2. «Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить».
3. «О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём – подробно?»
4. «Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»
5. «Чем ты закончишь рассказ по ней?»
6. «Какие слова (имеются в виду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»
7. Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я – продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»
КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные для ребенка слова.
2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
3. Что нового, интересного он узнал во время чтения?
4. Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
5. Как описана природа в книге?
6. Какие слова и выражения ему запомнились?
7. Чему научила его книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Памятка по сохранности учебников
Уважаемые родители!
Большая просьба обратить ваше внимание на сохранность учебников ваших детей!
Посмотреть в каком состоянии ваши дети возвращают учебники в школьную библиотеку.
Учебники выдаются обучающимся на текущий учебный год, помогите вашим детям сохранить учебники для тех, кто будет учиться после них.
Помните, каждому учащемуся хочется держать в руках чистый и опрятный учебник, а для этого его нужно беречь.
Ответственность за сохранность учебников несут учащиеся,
а также их родители
Каждый учебник должен быть аккуратно подписан ручкой!
(во избежание потерь)
В течение срока пользования учебник должен иметь прочную, твердую обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений.
· Запрещается оклеивать учебники ламинированной пленкой, скотчем во избежание повреждений обложки и форзаца.
· Запрещается делать в учебнике пометки.
· Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: авторучки, линейки, карандаши, тетради и др.
· Дома учебники должны храниться в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влаги.
· При получении учебника в библиотеке необходимо внимательно его осмотреть в течение двух недель, по возможности устранить недостатки. Если учебник не подлежит ремонту - обратиться в библиотеку для замены учебника или отметки о недочетах. В конце учебного года претензии о недочетах не принимаются, и вина возлагается на учащегося.
· Книги ремонтировать только клеем ПВА и бумагой.
· Для эстетического ремонта книги рекомендуется использовать цветную бумагу.
· Корешки и уголки учебников должны быть подклеены.
· Все пометки в учебниках должны быть устранены.
· Учебник первого года пользования должен быть возвращён в идеальном состоянии (чистым, целым, без повреждения и потертостей корешка, углов переплёта). Второго - третьего года, - в хорошем состоянии. Четвертого и последующих лет - в удовлетворительном состоянии.
· Учебник, отремонтированный некачественно, возвращается для повторного ремонта.
· Учащийся, утерявший учебник или нанёсший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же или признанным библиотекой равнозначным.
· За утерю или нанесение ущерба учебнику ответственность несут родители или опекуны учащегося.
Семейное чтение. Советы Родителям
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
В.Сухомлинский
Дети должны видеть, как Вы сами читаете с удовольствием.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые читают.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их.
Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов – пусть дети больше читают.
Дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении.
В доме должна быть детская библиотека.
Выделите дома специальное место для чтения.
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще почитать об этом (книги о животных, о войне и т. д.).
Детям лучше читать короткие рассказы.
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Шаг первый — начинаем с себя
Ваш ребенок не любит читать? Первый шаг — это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Детям для того, чтобы увлечься чтением, нужна благоприятная читающая среда. Скажите необязательно? Действительно, не всегда. Ведь есть люди, обладающие врожденным желанием читать, они влюблены в книгу с пеленок и сохраняют эту чувство до глубокой старости. Всем же остальным любовь к чтению нужно прививать.
Шаг второй — говорим о прочитанном
Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный в его возрасте. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.
Шаг третий — читаем ребенку на ночь
Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Начинайте пораньше, чтобы успеть обсудить прочитанное. Даже если ваш ребенок научился читать сам, это не повод отменить ваши совместные литературные вечера. Ребенок должен четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.
Шаг четвертый — не принуждаем
Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять — прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Школа и так, можно сказать, «удружила», обязав читать то, что входит в программу. Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению — введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать.
Шаг пятый — обеспечиваем ребенку выбор
Дайте юному читателю время и возможность найти Свою книгу. Обеспечьте, насколько возможно, ребенка книгами на интересующую его тему дома, запишите его в детскую библиотеку, пойдите вместе в книжный магазин и купите ту книжку, которую выберет сам ребенок. Пусть книга будет далека от духовной пищи, но начинать тоже с чего-то нужно. Да, ваш ребенок не любит читать и заставлять его неблагодарное дело, но те книги, которые выбрал сам, он читать соглашается.
Шаг шестой — всему свое время
Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? Незнайка на Луне, Три мушкетера, Пеппи Длинный Чулок, а может, Дети капитана Гранта? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, от которой невозможно было оторваться и накатывало сожаление, что Книга закончилась. Вот именно такую книгу нужно помочь найти своему ребенку. Ищите, спрашивайте у друзей, библиотекарей, углубляйтесь в новинки детской литературы. Можете поделиться с ребенком своими впечатлениями о любимой книге. Но не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга — личное дело каждого.
Шаг седьмой — подогреваем и поддерживаем интерес
Уважайте выбор своего ребенка. Чтобы он не предпочел — короткие статьи из энциклопедии или детские тематические журналы — поддерживайте его и помогите в их приобретении. Когда-нибудь придет черед Чехова и Толстого. Просите рассказать ребенка о том, что он прочитал интересного, но не заставляйте. Ваша беседа не должна напоминать проверку домашнего задания. Если ребенок заметит ваш неподдельный интерес, он вычитает еще что-нибудь, лишь бы поделиться этим с вами. Не забывайте хвалить ребенка и обязательно делитесь в ответ впечатлениями от прочитанных вами книг.
Заставить что-то делать с удовольствием — невозможно! Особенно это касается чтения и любви к литературе. Надеемся, что 7 шагов любви к чтению помогут вам, если ваш ребенок не хочет читать. И однажды самым лучшим зимним вечером покажется тот, который можно скоротать вместе за интересной книжкой!