Консультации для родителей (спец. образование)

Развитие внимания у младших школьников

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием. В начальных классах идет развитие произвольного внимания.

Произвольность внимания в период обучения ребенка в школе является одним из важнейших приобретений личности. Данное качество тесно связано как с общим умственным развитием, так и с формированием у ребенка волевых качеств.

Памятка для родителей

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

1.   «Что было в мультике»

Попросите ребёнка пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал).

2.   «Добавь своё»

Предложите нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начните так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Повторите все сначала (фраза уже длиннее) и добавьте свое. 

3.   «Назови предметы»

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем он откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы. 

4. «Исчезнувший предмет»

Положите На стол несколько небольших игрушек. Предложите  ребёнку запомнить, что находится на столе. Затем попросите его отвернуться. Спрячьте один предмет и предложите отгадать, какого именно предмета не хватает.

5.   «Ассоциация»

Прочитайте несколько слов и попросите ребёнка назвать все ассоциации, которые придут ему на ум при прослушивании этих слов, например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д

 

КАК СФОРМИРОВАТЬ БЫТОВУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОПФР?

1. Для начала необходимо познакомить ребенка с предметами, которые участвуют в процессе формируемых навыков. Четко проговорите в сопровождении показа названия предметов, к примеру, из личной гигиены: "Это расческа,” "У меня расческа,” "Возьми расческу,” "Положи расческу на место” и т.д. 

2. Используйте игровые упражнения при формировании любого из навыков, т.к. это превратит любое занятие в увлекательное путешествие: "Найди свою щетку,” "Сними свое полотенце,” "Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.

3.Подключайте работу с натуральными предметами также по средствам игр: "Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов.

4. Демонстрируйте умения, которые вы хотите сформировать через рисование предметов и ситуаций. 

5. После подключайте игровые упражнения по работе с рисунками, карточками с изображениями: "Покажи, где полотенце, зубная щетка»; «Покажи где мальчик собирает игрушки, вытирает пыль, моет посуду?»

7. Практические ситуации: " Где полотенце Тани?” и т.д.

8. Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу – демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому. 

9. Следующий этап – учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например: -Покажи где у нас умывальник. Подойди к умывальнику. Покажи где мыло, возьми мыло, и т.д. 

10. Создавайте таблицы формируемых (сформированных) умений, где отмечены успехи ребенка. Это создаст ему дополнительную мотивацию. Ежемесячно вносите в таблицу результат по формируемому умению. Выработайте собственные знаки вместе с ребенком, ему это точно понравится. 

11. Изменения в способах выполнения действий будут вселять в Вас уверенность в успехе. При выводе ребенка на самостоятельное действие не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность детей с ОПФР - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.

 12. Правильно оценивайте возможности своих детей и верьте в то, что с вашей помощью, вниманием, заботой у них все получится!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1.   Ребенок с аутизмом индивидуален, поэтому, используя общие рекомендации, нужно учитывать особенности ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. 

2.   Режим – дети с РАС тяжело воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных. Старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур в одно и то же время.

3.   Необходимо научить ребенка слову “стоп”. Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются.

4.   Дети с РАС очень любят смотреть телевизор, пользоваться мобильным телефоном, планшетом. Но их использование необходимо ограничивать.

5.   Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений (раскачивания, кружение). Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте.

6.   Необходимо сделать ему какой-нибудь “тайный” уголок – место. Ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать;

7.    Важно правильно подобрать медикаментозную терапию, ограничившись одним препаратом, таким, который действительно индивидуально подходит вашему ребенку.

Дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка.

 

ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ БОЯТЬСЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА?

Проблема того, что родители боятся учителя-дефектолога важна тем, что зачастую, ребенок, который нуждается в помощи, оказывается без нее, так как родитель боится привести своего ребенка к учителю-дефектологу, так как боится некого «клейма» на своем ребенке. Если есть проблема, то её необходимо решать. Она сама не пропадёт спустя время, а решить её потом будет сложнее и дольше.

Конечно же, родители понимают, что в некоторых случаях нельзя обойтись без логопеда (учителя-дефектолога), например, когда у ребенка просто нет какого-то звука.  Это нарушение устной речи и родители видят эту проблему и обращаются к учителю-дефектологу (логопеду).

Все гораздо сложнее, когда у ребенка нарушение письменной речи или проблемы в учебе. Сложность заключается в том, что родители считают, что с увеличением времени на письмо или на решение примеров по математике, проблема решится, однако этого зачастую не происходит и у ребенка ко всему прочему начинаются проблемы с поведением. Это происходит потому, что ребенок находится в состоянии постоянного неуспеха и как следствие стресса. Вот в такой ситуации и нужен специалист – учитель-дефектолог. Он поймёт проблему вашего ребенка. Именно учителя-дефектологи владеют специальными методиками обучения и коррекции познавательной деятельности у детей с особенностями психофизического поведения. Например, когда ребенку выставляется диагноз трудности обучения, при работе с дефектологом это почти 100% успех, и в старших классах ребенок продолжает свое обучение, не имея тех проблем, которые были ранее.                                   Конечно, в успехе ребенка играет важную роль и тесная взаимосвязь работы учителя-дефектолога и родителя. Так работа, которую начинает специалист, должна продолжаться и дома. Это и есть залог успеха вашего ребенка.

 

Как организовать досуговую деятельность детей с ОПФР

           Досуговая деятельность – это свободное время, организованное в какие-либо виды деятельности.

          Досуговая деятельность ребенка должна включать в себя меры, направленные на выработку у детей с ОПФР навыков самообслуживания, самостоятельной организации собственной жизни. Приобретаемые знания и навыки должны быть привязаны к решению повседневных жизненных задач, а не уводить от реальности. Такой подход гарантирует адекватную социальную адаптацию, интеграцию таких детей в обычную жизнь, расширение области самостоятельности в отношениях с окружением.

Адаптация первоклассников с особенностями психофизического развития к обучению в школе

Многие будущие первоклашки не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи»: не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и одноклассниками, отвечать у доски. Даже любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к учебной деятельности. 

Как заинтересовать детей учебой в школе и настроить на уверенное и успешное вхождение в новый жизненный этап? 

Рекомендации родителям по профориентации

Проблема выбора профессии

          Вот, наконец, и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для  ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.

          Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.