
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
1. «Что было в мультике»
Попросите ребёнка пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал).
2. «Добавь своё»
Предложите нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начните так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Повторите все сначала (фраза уже длиннее) и добавьте свое.
3. «Назови предметы»
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем он откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.
4. «Исчезнувший предмет»
Положите На стол несколько небольших игрушек. Предложите ребёнку запомнить, что находится на столе. Затем попросите его отвернуться. Спрячьте один предмет и предложите отгадать, какого именно предмета не хватает.
5. «Ассоциация»
Прочитайте несколько слов и попросите ребёнка назвать все ассоциации, которые придут ему на ум при прослушивании этих слов, например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д
КАК СФОРМИРОВАТЬ БЫТОВУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОПФР?
1. Для начала необходимо познакомить ребенка с предметами, которые участвуют в процессе формируемых навыков. Четко проговорите в сопровождении показа названия предметов, к примеру, из личной гигиены: "Это расческа,” "У меня расческа,” "Возьми расческу,” "Положи расческу на место” и т.д.
2. Используйте игровые упражнения при формировании любого из навыков, т.к. это превратит любое занятие в увлекательное путешествие: "Найди свою щетку,” "Сними свое полотенце,” "Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
3.Подключайте работу с натуральными предметами также по средствам игр: "Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов.
4. Демонстрируйте умения, которые вы хотите сформировать через рисование предметов и ситуаций.
5. После подключайте игровые упражнения по работе с рисунками, карточками с изображениями: "Покажи, где полотенце, зубная щетка»; «Покажи где мальчик собирает игрушки, вытирает пыль, моет посуду?»
7. Практические ситуации: " Где полотенце Тани?” и т.д.
8. Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу – демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому.
9. Следующий этап – учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например: -Покажи где у нас умывальник. Подойди к умывальнику. Покажи где мыло, возьми мыло, и т.д.
10. Создавайте таблицы формируемых (сформированных) умений, где отмечены успехи ребенка. Это создаст ему дополнительную мотивацию. Ежемесячно вносите в таблицу результат по формируемому умению. Выработайте собственные знаки вместе с ребенком, ему это точно понравится.
11. Изменения в способах выполнения действий будут вселять в Вас уверенность в успехе. При выводе ребенка на самостоятельное действие не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность детей с ОПФР - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.
12. Правильно оценивайте возможности своих детей и верьте в то, что с вашей помощью, вниманием, заботой у них все получится!
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1. Ребенок с аутизмом индивидуален, поэтому, используя общие рекомендации, нужно учитывать особенности ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений.
2. Режим – дети с РАС тяжело воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных. Старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур в одно и то же время.
3. Необходимо научить ребенка слову “стоп”. Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются.
4. Дети с РАС очень любят смотреть телевизор, пользоваться мобильным телефоном, планшетом. Но их использование необходимо ограничивать.
5. Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений (раскачивания, кружение). Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте.
6. Необходимо сделать ему какой-нибудь “тайный” уголок – место. Ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать;
7. Важно правильно подобрать медикаментозную терапию, ограничившись одним препаратом, таким, который действительно индивидуально подходит вашему ребенку.
Дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка.
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ БОЯТЬСЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА?
Проблема того, что родители боятся учителя-дефектолога важна тем, что зачастую, ребенок, который нуждается в помощи, оказывается без нее, так как родитель боится привести своего ребенка к учителю-дефектологу, так как боится некого «клейма» на своем ребенке. Если есть проблема, то её необходимо решать. Она сама не пропадёт спустя время, а решить её потом будет сложнее и дольше.
Конечно же, родители понимают, что в некоторых случаях нельзя обойтись без логопеда (учителя-дефектолога), например, когда у ребенка просто нет какого-то звука. Это нарушение устной речи и родители видят эту проблему и обращаются к учителю-дефектологу (логопеду).
Все гораздо сложнее, когда у ребенка нарушение письменной речи или проблемы в учебе. Сложность заключается в том, что родители считают, что с увеличением времени на письмо или на решение примеров по математике, проблема решится, однако этого зачастую не происходит и у ребенка ко всему прочему начинаются проблемы с поведением. Это происходит потому, что ребенок находится в состоянии постоянного неуспеха и как следствие стресса. Вот в такой ситуации и нужен специалист – учитель-дефектолог. Он поймёт проблему вашего ребенка. Именно учителя-дефектологи владеют специальными методиками обучения и коррекции познавательной деятельности у детей с особенностями психофизического поведения. Например, когда ребенку выставляется диагноз трудности обучения, при работе с дефектологом это почти 100% успех, и в старших классах ребенок продолжает свое обучение, не имея тех проблем, которые были ранее. Конечно, в успехе ребенка играет важную роль и тесная взаимосвязь работы учителя-дефектолога и родителя. Так работа, которую начинает специалист, должна продолжаться и дома. Это и есть залог успеха вашего ребенка.