Почему сейчас часто нужен логопед?

Сейчас все стали говорить о том, что количество детей с речевыми нарушениями резко возросло. Раньше единицы занимались с логопедом, а сегодня уже редко кому НЕ нужен логопед. Почему так происходит, откуда у детей проблемы с речью?


1. Наследственность. Если у родителя были речевые проблемы, то есть большой риск их появления у ребенка.
"Мой муж тоже поздно заговорил, до 5 лет молчал". "Я сама не все звуки умею говорить". "Наш папа/дедушка тоже заикается".


2. Плохая экология, множество хронических заболеваний у подавляющего большинства людей.
3. Болезни мамы во время беременности, осложнения в родах, гипоксии у ребенка.
⠀Медицина шагнула далеко вперед. Раньше выживали сильные младенцы, сейчас же спасают всех новорожденных. У большинства рождающихся малышей есть неврологические нарушения (а даже минимальные мозговые дисфункции влияют на развитие речи).


4. Семьи стали меньше общаться. Раньше именно общение являлось основным способом получения информации, эмоций и навыков, теперь это все больше молча черпают из интернета. Мамы меньше поют колыбельные, не делают гимнастику, не укачивают, не учат потешки с детьми. А ведь это должно было сформировать базу для речи.


5. Современные особенности воспитания. Дети молча играют на гаджетах, молча смотрят мультики. "Добивает" обилие игрушек, с которыми ребенок играет сам по себе (без сопровождения взрослого, в том числе, речевого). У детей позже стали формировать бытовые навыки (умение самостоятельно есть, одеваться, ходить на горшок). Это способствуют минимизации чисто физического дискомфорта ребенка, что тормозит не только развитие навыков самоконтроля, но и убирает необходимость обращения за помощью в ситуации дискомфорта, т.е. снижает необходимость в коммуникации.


6. Питание. Если перетирать пищу, то мышцы речевого аппарата не тренируются. А для произнесения звуков нужны натренированные мышцы. Кроме того, если ребенок не ест мясо, рыбу, то его мозг недополучает животных жиров, необходимый для миелинизации нервных волокон.

 

7. Отсутствие сенсорного опыта. Дети далеко от природы, а в условиях квартиры его тяжело получить: покопаться в мокром песке, побегать по земле, траве босиком, попробовать на зуб самые разные текстуры, послушать звуки природы. В городе столько шума, что вычленить какой-то один для маленького ребенка - непосильная задача. У детей не формируется сенсорная (чувственная) база для возникновения речи.