Как развить мелкую мускулатуру руки ребёнка?

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкойи т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладин).
  • Застегивание и расстегивание пуговиц.
  • Всасывание пипеткой воды из стакана.

Зачем нужен логопед?

Распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение, не совсем верно.

 

Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

 

  • развитие общей речевой активности
  • накопление словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие связной речи
  • коррекция звукопроизношения.

 

   В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

 

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки)
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятием «звук, слово, предложение» и др.)
  • развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки
  • профилактика нарушений письма и чтения.

 

 

   Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к  неприятным последствиям.

   Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок у него нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, то это может привести к нарушению чтения (дислексии) и письма (дисграфии) в школе.

   Нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков.

   Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам изучения литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания.

   Нарушение мелкой моторики (т. е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

   Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

 

 

Почему сейчас часто нужен логопед?

Сейчас все стали говорить о том, что количество детей с речевыми нарушениями резко возросло. Раньше единицы занимались с логопедом, а сегодня уже редко кому НЕ нужен логопед. Почему так происходит, откуда у детей проблемы с речью?


1. Наследственность. Если у родителя были речевые проблемы, то есть большой риск их появления у ребенка.
"Мой муж тоже поздно заговорил, до 5 лет молчал". "Я сама не все звуки умею говорить". "Наш папа/дедушка тоже заикается".


2. Плохая экология, множество хронических заболеваний у подавляющего большинства людей.
3. Болезни мамы во время беременности, осложнения в родах, гипоксии у ребенка.
⠀Медицина шагнула далеко вперед. Раньше выживали сильные младенцы, сейчас же спасают всех новорожденных. У большинства рождающихся малышей есть неврологические нарушения (а даже минимальные мозговые дисфункции влияют на развитие речи).


4. Семьи стали меньше общаться. Раньше именно общение являлось основным способом получения информации, эмоций и навыков, теперь это все больше молча черпают из интернета. Мамы меньше поют колыбельные, не делают гимнастику, не укачивают, не учат потешки с детьми. А ведь это должно было сформировать базу для речи.


5. Современные особенности воспитания. Дети молча играют на гаджетах, молча смотрят мультики. "Добивает" обилие игрушек, с которыми ребенок играет сам по себе (без сопровождения взрослого, в том числе, речевого). У детей позже стали формировать бытовые навыки (умение самостоятельно есть, одеваться, ходить на горшок). Это способствуют минимизации чисто физического дискомфорта ребенка, что тормозит не только развитие навыков самоконтроля, но и убирает необходимость обращения за помощью в ситуации дискомфорта, т.е. снижает необходимость в коммуникации.


6. Питание. Если перетирать пищу, то мышцы речевого аппарата не тренируются. А для произнесения звуков нужны натренированные мышцы. Кроме того, если ребенок не ест мясо, рыбу, то его мозг недополучает животных жиров, необходимый для миелинизации нервных волокон.

 

7. Отсутствие сенсорного опыта. Дети далеко от природы, а в условиях квартиры его тяжело получить: покопаться в мокром песке, побегать по земле, траве босиком, попробовать на зуб самые разные текстуры, послушать звуки природы. В городе столько шума, что вычленить какой-то один для маленького ребенка - непосильная задача. У детей не формируется сенсорная (чувственная) база для возникновения речи.