9 класс - Портрет современного подростка.

Содержание материала

Портрет современного подростка.

 

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…..

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике.

Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.

Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

 Рекомендации для родителей

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
  • Научите преодолевать трудности
  • Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед
  • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
  • Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
  • Рассказывайте ребенку о своихпроблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
  • Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
  • Помните, что только личным примеромможно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
  • Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
  • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  • Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  • Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
  • Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  • Помните: недоверие оскорбляет!!!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
  • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой(папой)

Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.