Как помочь ребенку во время подготовки к экзаменам. Советы родителям
Нередко взрослые переживают: а что скажет какая-нибудь Марья Петровна, если ребенок "провалится"? В этом случае стоит задуматься, что в приоритете – мнение окружающих или спокойствие в собственной семье.
Большая ошибка – сравнивать сына или дочь с другими детьми, ведь все люди уникальны. Лучше задаться вопросами: "Что важно для моего ребенка? Что ему интересно?" Для этого с ним надо разговаривать – уважительно и откровенно. Ни в коем случае не назидать: "Вот я в твои годы…" Просто делитесь своим опытом, как с другом, но при этом помните, что вы – родитель, и жизненного опыта у вас больше.
Для уменьшения тревоги полезно почитать биографии знаменитостей, тех же миллиардеров. Далеко не все они были отличниками в школе. Но плохие отметки и в некоторых случаях отсутствие высшего образования не помешали им достичь больших высот. Подобная информация поможет вам осознать: возможности гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Вот почему в системе ценностей учеба не должна стоять на первом месте.
– Что говорить ребенку, чтобы он чувствовал поддержку родителей, наполнялся уверенностью в своих силах?
– Избежать волнения в период экзаменов невозможно ни ребенку, ни родителям, и это абсолютно нормально. Наоборот, неестественно не переживать и не нервничать. Хорошая новость в том, что все экзамены рано или поздно заканчиваются. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был уверен: какие бы отметки он ни получил, ваше отношение к нему не изменится. При любом раскладе он будет любим, дорог и ценен для вас.
– Какая родительская помощь уместна в период подготовки к экзаменам? Нужно ли вместе сидеть над учебниками, "гонять" по билетам, проверять знания формул, правил, исторических дат? Или достаточно следить за тем, чтобы ребенок хорошо ел, бывал на свежем воздухе, вовремя ложился спать?
– По большому счету задача родителей сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку психологический и физический комфорт: заботиться о полноценном питании, своевременном отдыхе, прогулках.
Правильно питаться в этот период очень важно, тем более что нервное напряжение часто приводит к потере аппетита. Упор делайте на белковую, а не углеводную пищу. В рационе обязательно должны быть источники витаминов – овощи и фрукты. Гормоны радости подарит горячий шоколад, который к тому же стимулирует работу мозга.
Расслабиться ребенку поможет массаж воротниковой зоны. Делайте его два-три раза в день.
Предложить помощь в подготовке к экзаменам можно, главное – не навязывать ее. Поинтересуйтесь у ребенка, какую "подмогу" он хотел бы получить. Так, если он просит "погонять" его по экзаменационным билетам, сделайте это, отказывается – не настаивайте.
– Какие эффективные методики подготовки к экзаменам можно подсказать ребенку?
– Начинать подготовку к экзаменам рекомендуется за две недели минимум. Желательно задействовать как можно больше каналов восприятия информации. Пусть ребенок читает вслух, слушает аудиолекции, готовит конспекты, пишет шпаргалки (брать их на экзамены не стоит), смотрит тематические ролики и фильмы, с друзьями устраивает дискуссионные клубы.
Информацию важно структурировать, выделяя главное. Начинать следует с повторения глобальных тем ("Вторая мировая война: причины, особенности, последствия"), а затем вдаваться в частности (подробности отдельных битв).
Подходы могут быть разными. Например, сначала поверхностно изучить все экзаменационные вопросы, получив общее представление о предмете. Затем, углубляясь в определенные темы, стараться запомнить больше деталей. Точные даты, имена лучше заучивать незадолго до экзамена. Последние день-два необходимо посвятить повторению всего материала.
Также информацию можно разделить на равные части, и каждый день выучивать определенное количество билетов. При этом важно повторять выученное, чтобы на экзамене без труда восстановить его в памяти.
– Как помочь ребенку, который в прямом смысле слова паникует при мысли об экзаменах и заранее уверен в своем провале?
– Спокойное присутствие родителей – вот в чем нуждается паникующий ребенок. Покажите ему пример расслабленного состояния, обучите дыхательным упражнениям (глубокий вдох, глубокий выдох), включайте успокаивающую музыку, готовьте его любимые блюда.
Отвлекайте от мыслей о предстоящих экзаменах, выбираясь вместе в город или на природу. Походы могут быть тематическими: предстоит экзамен по зоологии – идите в зоопарк, по биологии – отправляйтесь в ботанический сад. Если среди знакомых есть специалисты в области, в которой ребенку предстоит держать экзамен, приглашайте их в гости. Пусть делятся информацией, рассказывают интересные истории "по теме".
Если паника не отпускает ребенка, сходите на прием к неврологу, психологу.
– Что делать, если на ребенка напала апатия – он, может, и рад бы, да не может заставить себя приступить к интенсивным занятиям?
– За апатией может скрываться либо лень, либо более серьезное состояние – нервное истощение, депрессия. В первом случае ребенка нужно замотивировать, поскольку апатия вызвана отсутствием мотивации. Помогите ему понять важность происходящего. Для этого обсудите его ожидания по поводу будущего: каким он видит себя через несколько лет, десятилетий, профессионалом в какой сфере мечтает стать и как предстоящие экзамены могут приблизить его к цели.
У ребенка вырастет мотивация и прибавится сил, если он будет чувствовать, что родители уважают его личность, ценят особенности. Например, если он любит рисовать и видит себя иллюстратором детских книг, а к математике равнодушен, разумно сказать ему: "Не важно, какую отметку ты получишь. Главное – просто сдай".
Не скупитесь на добрые слова и поощрение, если ребенок мужественно преодолевает свою лень: "Ты целых два часа корпел над учебниками. Молодец! А теперь можешь 15 минут поиграть в свои любимые игры (покататься на скейтборде)". Получая долю радости, он будет знать, что его усилия не напрасны. Вместе с ребенком планируйте, какими интересными делами займетесь, когда экзамены закончатся. Так ему будет проще поднапрячься и активизировать силы.
Иногда апатию вызывает страх стать "позором семьи", не оправдать надежд близких. В этом случае не уставайте повторять: "Самое важное для нас – это ты, а не исход экзамена".
Еще одна причина апатии – скука. Если ребенку неинтересно готовиться к экзамену по нелюбимому предмету, попробуйте сделать процесс увлекательным. Пусть ребенок не только листает учебники и конспекты, но и смотрит образовательные видеоролики, фильмы, обсуждает с вами учебную информацию. Предложите поменяться ролями: он учитель, а вы нерадивый ученик, которому нужно разжевать какую-то тему.
Одним словом, для того чтобы апатия не омрачила подготовку к экзаменам, в ребенке важно разбудить внутренние мотивы (стремление чего-то достичь, получить желанную профессию) и задействовать внешние (похвала, поощрение). А нервное истощение и депрессия требуют обращения к специалистам.
– Как быть, если ребенок легкомысленно относится к предстоящим экзаменам и готовится к ним спустя рукава, заявляя родителям: "Не волнуйтесь, как-нибудь сдам"?
– Для начала оцените ситуацию в целом. Если физическое и психическое здоровье ребенка не вызывает опасений, поработайте со своими внутренними убеждениями. Скорее всего, вы не принимаете ребенка безусловно. Зрелые родители отдают себе отчет в том, что сын или дочь – отдельный человек, со своей собственной судьбой, и не пытаются его "исправить", переделать "под себя". Ожидания в отношении ребенка – всего лишь ожидания, а не обязательная перспектива.
Ребенку-"пофигисту" доброжелательно, но твердо говорите: "Я не собираюсь тащить тебя до 30 лет – платить за твою еду, одежду, развлечения. Если ты не получишь профессию, то не сможешь обеспечивать себя". Чем раньше он осознает свою ответственность за то, какой путь выберет, тем лучше.
Если ребенок не только легкомысленно относится к учебе, но и сутки напролет играет в компьютерные игры, неделями не моется и перестал следить за своим внешним видом, нужно бить тревогу. Не исключено, что требуется помощь психиатра.
– Экзамены позади, и результаты оказались ниже ожидаемых. Как поддержать ребенка?
– Начинать лучше с себя. Сформируйте внутреннее убеждение, что отметки, полученные на экзамене, не ломают ни жизнь, ни судьбу. Ничего фатального не произошло.
Ребенку, которому может быть стыдно и горько за себя, говорите о своей любви, о его безусловной ценности. Переключайте внимание на его сильные стороны: "Ты сдал математику на двойку, зато у тебя такие вкусные макароны по-флотски получаются!"
Подключайте юмор, он отлично помогает справиться со стрессом. Например, можно довести ситуацию до абсурда: "Ты провалил экзамен. Это конец света! Солнце погаснет, Земля перевернется, все умрут". Вы вместе посмеетесь – и ребенок воспрянет. А еще можно поинтересоваться у него: "Если бы ты был мной, а я тобой, как бы ты меня успокоил?"